Поиск

Нормы и правила пожарной безопасности - нормативная база, форум.

Версия для печати


Внимание!!!
У вас отключены JavaScript и Cookies!
Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

Частное мнение о порядке и беспорядке применения ГОСТ Р 12.2.143-2009


В п. 8.4.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 сказано: "Фотометрические характеристики элементов ФЭС в условиях эксплуатации в зданиях, сооружениях, транспортных средствах и объектах в течение гарантийного срока должны быть:
- яркость свечения через 10 мин после отключения источников освещения не менее 180 мкд/м ;
- яркость свечения через 60 мин после отключения источников освещения не менее 20 мкд/м ;
- длительность послесвечения не менее 1440 мин".
Это означает, что согласно нового ГОСТа планы эвакуации, если будут выполняться в фотолюменесцентном исполнении, должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов с длительностью послесвечения 24 часа. Это дорого стоит и не приносит пользы. Поэтому следует хорошенько задуматься над простым вопросом - А НАДО ЛИ ЭТО? Нужны ли вообще эти ФОТОЛЮМИНИСЦЕНТНЫЕ планы эвакуации?
НЕТ, НЕ НАДО! НЕТ, НЕ НУЖНЫ!
Почему? Да все очень просто! ГОСТ Р 12.2.143-2009 определяет: "Настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации". А где нужны и кому нужны эти ФЭС и эти фотолюминесцентные планы эвакуации - этого не определяет ни новый ГОСТ, ни другие нормативные документы.
Кому нужны планы эвакуации? Кому хочется - тот пусть и делает, но кто хочет исполнять Правила пожарной безопасности ППБ 01-03, тот заметит, что пункт 16 ППБ 01-03 не требует "планов эвакуации" а требует "планы (схемы) эвакуации" или "схематические планы эвакуации".
То есть ППБ 01-03 требует именно "схематические планы эвакуации", а не "фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации".
Не ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно ППБ 01-03 точно определяет КОМУ И ГДЕ нужны "планы (схемы) эвакуации"!
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-2003) "в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников".
Теперь посмотрим НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", где разъясняются требования к Системе оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ):
- 3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.
- 4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1".
Характеристика СОУЭ из таблицы 1
1. Способы оповещения
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)
Речевой (передача специальных текстов)
Световой :
а) световые мигающие указатели
б) световые оповещатели "Выход"
в) статические указатели направления движения
г) динамические указатели направления движения
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения
5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре
Нет в НПБ 104-03 такой характеристики как "ФЭС"!! Не требуется "ФЭС" в рамках СОУЭ при пожаре!!! Нет таких зданий и сооружений, в которых требовалась бы "ФЭС"! Система ФЭС - это просто добровольное обременение и избыточная роскошь для толстосумов.
Пункт 16 ППБ 01-03 требует, чтобы были "вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара". А ГОСТ Р 12.2.143-2009 "распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы систем, в том числе планы эвакуации". Что значит "в том числе" - это значит, что если кто-либо из толстосумов пожелает сделать план эвакуации "фотолюминисцентным", а не схематическим, как требуется Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, то тот пусть и применяет требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 с его 24-ми часами послесвечения к планам эвакуации.
Нормальные люди не делают планы эвакуации фотолюминисцентными и тем самым не попадают под В ТОМ ЧИСЛЕ "распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы систем, в том числе планы эвакуации".
План (схема) эвакуации не является элементом системы управления эвакуации, не является элементом СОУЭ, поэтому и близко не нуждается в фотолюминисцентном исполнении. План (схема) эвакуации нужен не для того, чтобы им пользоваться на пожаре при пожаре, а нужен для того, чтобы проводить допожарные тренировки до пожара.
При пожаре пользуются не планом эвакуации, а знаками пожарной безопасности на путях эвакуации, именно поэтому Изменение № 1 ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 259-ст) определило:
"6.1.4 Знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 (таблица И.2) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Знаки для обозначения выходов из зрительных залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока.
6.2.6 Фотолюминесцентные знаки безопасности следует применять в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009".
То есть элементом СОУЭ являются знаки пожарной безопасности, размещенные на путях эвакуации, а не план (схема) эвакуации!
Именно поэтому допожарно-информационный план эвакуации и не нуждается в фотолюменесцентном исполнении; а знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, "должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009".
Вот поэтому и лжетребование подсветки плана (схемы) эвакуации, выполненной с учетом аварийной автономной работы, является незаконным и иногда придумывается негодяями для сострижения денешек с несчастных объектов. Требование подсветки, выполненой с учетом аварийной автономной работы, для бумажного плана эвакуации - является незаконным. Также инспектор может потребовать построить ему дачу - результат тот же - пища для прокуратуры на блюде статьи 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" (это когда предлагаются к выполнению затратные и незаконные избыточные требования, не предусмотренные нормативными документами в качестве обязательных для выполнения). Но вот когда кто-либо решит вместо плана (схемы) эвакуации изготовить план эвакуации по новому ГОСТу, тогда в наказание за свою глупость такой человек столкнется и с увеличением расходов на электроэнергию, связанную с установкой дополнительного светового электрооборудования, для накачки ФЭС, во время их эксплуатации.
План эвакуации - не является элементом системы управления эвакуации (СОУЭ), поэтому и близко не нуждается ни в фотолюминисцентном исполнении, ни в подсветке.
Только "Знаки для обозначения выходов из зрительных залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока" - так определено Изменением № 1 ГОСТ Р 12.4.026-2001 п. 6.1.4. Об этом же говорит и СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение", требующий аварийное и эвакуационное освещение: "7.1 Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное. Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное".
НЕТ ТУТ МЕСТА для ФЭС.
Посмотрим теперь СП 3.13130.2009 СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ, принятый в развитие "Технического регламента о требованиях пожарной безопаснсти":
3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей....
...В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.
Характеристика СОУЭ из таблицы 1

1. Способы оповещения:
звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)
речевой (передача специальных текстов)
световой:
а) световые мигающие оповещатели
б) световые оповещатели «Выход»
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения
г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением
И ЗДЕСЬ НЕТ МЕСТА ДЛЯ ФЭС.
Поэтому относительно ГОСТ Р 12.2.143-2009 скажем прямо - он не делает планы эвакуации элементом управления эвакуации и не распространяется на планы (схемы) эвакуации, не распространяется на схематические планы эвакуации, требующиеся в соответствии с п. 16 ППБ 01-03 "в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек".
ГОСТ Р 12.2.143-2009 требуется для реализации Изменения № 1 ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 259-ст), где определено:
"6.1.4 Знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 (таблица И.2) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Знаки для обозначения выходов из зрительных залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока.
6.2.6 Фотолюминесцентные знаки безопасности следует применять в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009".
Применительно же к планам эвакуации - ГОСТ Р 12.2.143-2009, с его 24-х часовым послесвечением, может применяться только на добровольной основе в том случае, если некие толстосумы пожелают выбросить денежки на осуществление избыточного мероприятия по изготовлению игрушечно-бесполезно-ненужного светящегося плана.
Всего комментариев: 2  
+1  
Виктор   (04.11.2010 09:36)
Насчет ГОСТа, кто видел приказ о введении, смотрим:

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРИКАЗ
от 23 июля 2009 г. N 260-ст

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказываю:
1. Утвердить для ДОБРОВОЛЬНОГО применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" с датой введения в действие 1 июля 2010 г. взамен ГОСТ Р 12.2.143-2002 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля".
Отменить ГОСТ Р 12.2.143-2002 с 1 июля 2010 г.
2. Закрепить утвержденный стандарт за Управлением технического регулирования и стандартизации.

Руководитель
Федерального агентства
Г.И.ЭЛЬКИН

Главное в 1 п. ДОБРОВОЛЬНОГО, мне кажется это все определяет

   
deathtalker   (04.11.2010 20:22)
Действительно, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) определяет:
- стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
Теперь смотрим - МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ от 30 декабря 2004 г. N 152-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказываю:
1. Утвердить национальный стандарт ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" с датой введения в действие с 1 июля 2005 г.
Взамен ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".
2. Признать утратившим силу с 1 июля 2005 г. ГОСТ Р 1.0-92.
3. Закрепить ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" за Управлением технического регулирования и стандартизации.
Руководитель Федерального агентства Г.И.ЭЛЬКИН

Область применения этого ГОСТ Р 1.0-2004  следующая: "Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации".
И как раз в этом ГОСТ Р 1.0-2004 и есть точный ответ на вопрос о добровольности и (или) обязательности применения стандартов, а именно:
"4.2. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением".

И еще - о том же здесь: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р) - там хорошо сказано так:
"В основу стратегии развития национальной системы стандартизации положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации: добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании"

Ответ: Подытожим:
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 152-ст) "обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются - "национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности".
Пункт 16 ППБ 01-03, требуя "планы (схемы) эвакуации" или "схематические планы эвакуации", не отсылает для их изготовления и оформления к каким-либо стандартам или иным документам.
При этом относительно знаков пожарной безопасности п. 27 ППБ 01-03 использует отсылочное право и определяет: "Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности".
НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 24 июля 1997 г. № 46) определяют:
- "Выбор вида, типоразмера, количества и мест расположения знаков, а также сигнальных цветов для конкретных условий должен осуществлялся в соответствии с настоящими нормами, действующими стандартами, строительными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности" (из п. 1.1);
- "Значения координат цветности и коэффициенты яркости белого и черного цвета, а также сигнальных цветов должны соответствовать ГОСТ 12.4.026" (из примечания к п. 2.1);
- "Зеленый сигнальный цвет следует применять для: ... обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114" (из п. 2.4);
- "При отклонении параметров лакокрасочных покрытий за пределы установленных ГОСТ 12.4.026 цветовых областей и (или) их отслоений, знаки и полосы должны быть восстановлены" (из п. 3.9).
ВЫВОД: ГОСТ Р 12.4.026-2001 - надо обязательно применять и исполнять, а ГОСТ Р 12.2.143-2009 обязательно требуется ТОЛЬКО для реализации Изменения № 1 ГОСТ Р 12.4.026-2001, при этом применительно к планам эвакуации ГОСТ Р 12.2.143-2009, с его 24-х часовым послесвечением, может применяться только на добровольной основе в том случае, если некие толстосумы пожелают выбросить денежки на осуществление избыточного мероприятия по изготовлению игрушечно-бесполезно-ненужного самосветящегося плана.