*
Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:
группа горючести по ГОСТ 30244 |
Г 3 |
группа распространения пламени по ГОСТ Р 51032 |
РП 2 |
группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п. 4.18 |
Д 3 |
группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п. 4.20 |
Т 2 |
5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.
Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.
5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.
5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты
5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 302471.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для си- стем вентиляции.
5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис. 1–3, приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.
При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.
5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, рис. 2) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01, ГОСТ 30247.2).
5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа по СНиП 2.01.02 (СНиП 21-01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50000 кг-1·м-1.
5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2).
Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг-1·м-1.
Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1).
5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.
Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.
5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).
5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.
5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.
6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения
6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.
6.2. Система управления должна:
объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ;
обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).
6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:
“пожарная опасность”;
“перевозка пожарных подразделений”.
6.4. В режиме “пожарная опасность” должен выполняться следующий алгоритм.
6.4.1. При возникновении пожара из системы пожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом должен быть подан электрический сигнал.
6.4.2. После принятия сигнала о пожаре система управления лифтом автоматически переходит в режим “пожарная опасность”, при котором обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж.
6.4.3. Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), выполняется следующее.
6.4.3.1. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется вниз на основной посадочный этаж.
6.4.3.2. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.
6.4.4. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), выполняется следующее.
6.4.4.1. При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж.
6.4.4.2. При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.
6.4.5. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.
6.4.6. Согласно п. 6.4.17 ПУБЭЛ, если в кабине предусмотрена кнопка “Стоп”, то при движении кабины с пассажирами в режиме “пожарная опасность” действие ее исключается.
6.4.7. Если включение режима “пожарная опасность” произошло во время выполнения режима “ревизия” или в момент технического обслуживания, то должен подаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведен в нормальный режим работы, что позволит включить режим “пожарная опасность”.
6.5. Перевод лифта в режим “перевозка пожарных подразделений” может быть произведен только после выполнения режима “пожарная опасность”.
6.6. Режим “перевозка пожарных подразделений” включается из кабины.
6.6.1. Включение режима “перевозка пожарных подразделений” должно производиться при помощи специального ключа, который вставляется в гнездо, расположенное на панели управления или рядом с ней. Ключ поворачивают из позиции “Выключено” (Выкл.) в позицию “Включено” (Вкл.). Ключ должен выниматься из гнезда только в позиции “Выключено”.
6.6.2. Если во время работы в режиме “перевозка пожарных подразделений” ключ повернуть из позиции “Включено” в позицию “Выключено”, то лифт автоматически переходит в режим “пожарная опасность” и осуществляются действия согласно п. 6.4.
6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтом может производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадок исключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.
Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причем действие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичным описанному действию кнопки приказов.
После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемую только в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнут открываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритм работы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическое открытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановки кабины на основном посадочном этаже.
Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” в других режимах не допускается.
6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытие дверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.
Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости для переключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.
Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.
6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), на работу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.
6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.
6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.
6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ. При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.
7. Методы контроля
7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.
Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:
противопожарные двери шахт;
противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;
воздуховоды приточной противодымной вентиляции;
противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;
силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;
материалы кабин.
7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2.
7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующей до введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость”.
7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239.
7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241.
7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводимые к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, ГОСТ 12176.
7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244, ГОСТ 12.1.044, ГОСТ 30402.
7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II ПУБЭЛ.
При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”.
7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240.
Приложение.
Рис. 1. Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами.

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении.
Рис. 2. Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами.

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими СНиП.
Рис. 3. Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного или производственного здания (сооружения).

1 – лифт для пожарных; 2 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 – ограждающие конструкции шахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении.
|